ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании Педагогического совета
Директор школы
Протокол № 1 от 30 августа 2023 года
_____________ / Л.Л.Пачина /
Приказ №140 от01.09.2023 г.
Положение
о рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей, в том числе
курсов внеурочной деятельности и календарно-тематическом
планировании в классах, реализующих ФГОС-2021 НОО и ООО
МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах (далее – Положение) регулирует
структуру, порядок разработки, оформления, утверждения и хранения рабочих программ
учебных предметов, учебных модулей и учебных курсов, в том числе курсов внеурочной
деятельности МОУ «Дубровская СОШ», разрабатываемых в соответствии с федеральными
образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» с последующими изменениями и
дополнениями;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее
– ФГОС НОО третьего поколения) с изменениями и дополнениями;
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее –
ФГОС ООО третьего поколения) с изменениями и дополнениями;
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального 2
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее –
ФГОС СОО) с изменениями и дополнениями;
1.3. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля (далее – рабочая программа) – часть основной
образовательной программы (далее – ООП) соответствующего уровня общего образования,
входящая в ее содержательный раздел.
1.4. Рабочая программа является служебным документом. Исключительное право на нее
принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и
автором не предусмотрено иное.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется Положением с учетом требований ФГОС
НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО, локальных
нормативных актов школы.
2.2. Обязательные компоненты рабочей программы:
Титульный лист
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования
по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом)
виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании;
Поурочное планирование
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны
содержать указание на форму проведения занятий.
2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает:
Общая характеристика предмета/учебного
деятельности)/учебного модуля;
курса
(в
том
числе
внеурочной
цель
изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;
место учебного предмета/учебного курса
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
(в
том
числе
внеурочной
2.5. Раздел, посвященный результатам освоения учебного предмета, курса, конкретизирует
соответствующий раздел пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего
образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат
оценке их достижения учащимися.
В разделе фиксируются:
Личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного
ФГОС НОО и ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета),
Предметные результаты (по годам обучения).
2.6. Раздел, посвященный содержанию учебного предмета, курса, модуля включает:
краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности) по каждому тематическому разделу с учетом
требований ФГОС НОО и ФГОС ООО;
2.7. Раздел, посвященный тематическому планированию, оформляется в виде таблицы,
состоящей из следующих граф:
название разделов и тем программы
количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы, в том
числе контрольные и практические работы
электронные образовательные ресурсы (обязательно)
2.8. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов можно использовать
материалы из ФГИС «Моя школа» и перечня, утвержденного приказом Минпросвещения
России от 02.08.2022 № 653.
2.9. Раздел «Поурочное планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из
колонок (приложение № 2):
номер урока/занятия по порядку;
тема урока/занятия
количество часов (в том числе контрольных и практических работ)
электронные образовательные ресурсы. (не обязательно на каждый урок)
2.10. Раздел «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» включает:
обязательные учебные материала для ученика
методические материалы для учителя
цифровые образовательные ресурсы сети и ресурсы сети интернет
2.11. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается педагогическим работником или группой
педагогов в соответствии с их компетенцией.
3.2. Рабочая программа составляется на уровень обучения (начальное общее, основное
общее, среднее общее образование) с последующей корректировкой.
3.3. Рабочая программа может быть разработана на основе:
федеральной рабочей программы, входящей в учебно-методический комплект;
авторской программы;
учебной и методической литературы;
другого материала.
3.4. Рабочая программа утверждается в составе содержательного раздела ООП
соответствующего уровня общего образования приказом директора школы.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте.
4.2. Текст рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New
Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со
всех сторон 1-3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы
формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не
предусматривается автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса
или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения программы. (Приложение 1)
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не
нумеруется.
4.3. Электронный вариант рабочей программы хранится у заместителя директора по УВР.
4.4. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта
школы, в которой указывает:
название рабочей программы;
нормативная база и УМК;
краткую характеристику программы; (цели, задачи, основные разделы программы,
кол-во часов)
срок, на который разработана рабочая программа;
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает
приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в
части корректировки содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленными в
приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего
образования.
5.3. Согласно должностной инструкции, составленной на основе требований
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих
(раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"),
утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от
26.08.2010 № 761н, учитель несет ответственность за реализацию рабочей программы в
соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком ОО.
5.4. В случае необходимости корректировки календарно-тематического планирования из-за
выполнения учебного плана не в полном объеме (карантин, природные факторы, болезнь
учителей и т.д.) заместитель директора по УВР согласует листы корректировки
календарно-тематического планирования, указанным способом коррекции.
Корректировка может быть осуществлена путем:
- оценки содержания рабочих программ по учебному предмету для выявления повтора тем
и резервного времени. В этом случае возможно сокращение учебного времени за счет часов,
рассчитанных на повторение;
- слияния близких по содержанию тем уроков;
- укрупнения дидактических единиц по предмету;
- использования блочно-модульной технологии подачи учебного материала;
- использование лекционно-семинарских занятий при усилении доли самостоятельной
работы учащихся;
- уменьшения количества аудиторных часов на письменные опросы (сочинения, эссе) и др.;
- предоставления учащимся права на изучение части учебного материала самостоятельно с
последующим осуществлением контроля их работы в форме зачета, написания сообщения,
реферата, подготовки презентации и т.п.
5.5. В ходе реализации рабочей программы по учебному предмету учитель осуществляет
корректировку тематического и поурочного планирования, о чем своевременно вносит
информацию в "Лист корректировки поурочного планирования" (приложение 3).
5.6. Корректировка тематического и поурочного планирования осуществляется один раз в
четверть по итогам проводимого мониторинга выполнения учебных программ
("отставание" по предмету ликвидируется в течение учебного года). По итогам
мониторинга проводится окончательная корректировка календарно-тематического
планирования.
5.7. При корректировке календарно-тематического планирования следует изменять
количество часов, отводимых на изучение раздела (курса). Не допускается уменьшение
объема часов за счет полного исключения раздела из рабочей программы. Корректировка
тематического и поурочного планирования должна обеспечить выполнение рабочей
программы и ее практической части в полном объеме.
Приложение 1
Образец титульного листа рабочей программы
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Еловский муниципальный округ Пермского края
МОУ «Дубровская СОШ»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол № _от ________
Зам.директора по УВР
___________ Кобелева Л.Ф.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_____________ Пачина Л.Л.
Приказ №__ от___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 849463)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов
с.Дуброво –
_____ год
Приложение 2
Поурочное планирование по математике
№
занят
ия
Тема урока/ занятия
Количество часов
всего
Контрольные
работы
ЭОР
Практические
работы
Приложение 3
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_________________________
Класс___________
Учитель________________________
202_-202_ учебный год
№ урока
Тема
Количество
часов
Обоснование
корректировки
Согласовано: ___________ Л.Ф. Кобелева
Реквизиты
документа (дата
и № приказа)
Способ корректировки