Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от 30.08.2023 года №1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 140 от 30.08.2023 года
Положение
об организации обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья
1.1.
1. Общие положения
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
(далее
–
ПМПК)
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.2.
Организация
обучения
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
производится на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего,
основного общего образования;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
приказом Минобрнауки от
государственного
19.12.2014
образовательного
№ 1598
стандарта
«Об
утверждении федерального
начального
общего
образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного
положения
о
психолого-педагогическом
консилиуме
образовательной
организации»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 2
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
2
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
письмом Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
нормативных актов Пермского края и Еловского муниципального округа;
Устава школы,
других локальных актов, регулирующих обучение детей с ОВЗ.
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической
и
психологической
помощи,
бесплатной
психолого-медико-
педагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации:
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования – на дому или в медицинских организациях1, в форме семейного
образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования;
по образовательным программам дошкольного образования – в форме семейного
образования.
2.3.
Для
обучающихся
с
ОВЗ
в
школе
могут
реализовываться
следующие
образовательные программы:
–
образовательная программа, разработанная и утвержденная МОУ «Дубровская
СОШ»;
–
адаптированная образовательная программа, разработанная и утвержденная МОУ
«Дубровская СОШ»;
–
образовательная программа для ребенка-инвалида, разработанная и утвержденная
МОУ «Дубровская СОШ» в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
1
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение
медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
3
инвалида, утвержденной федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы (далее – МСЭ) по результатам проведения МСЭ.
2.4.
Адаптированная
образовательная
программа
–
образовательная
программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети
с
ОВЗ
принимаются
на
обучение
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам:
–
начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два
года (до шести лет освоения образовательной программы);
–
основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на
один год.
–
среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один
год.
2.5.
В
случае
обучения
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам в МОУ «Дубровская СОШ» создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания МОУ
«Дубровская СОШ» и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ.
Доступность образовательной среды МОУ «Дубровская СОШ» предполагает:
доступность
для
обучающихся
с
ОВЗ
всех
помещений,
где
осуществляется
образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального
мест;
2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
4
следующих формах:
1)
урочной и внеурочной деятельности;
2)
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Для образовательных программ дошкольного образования дистанционная форма
реализации образовательных программ не применяется;
3)
сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием;
2.9. За присмотр и уход за детьми-инвалидами родительская плата при обучении по
дошкольным образовательным программам не взимается.
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их
желанию
проходить
государственную
итоговую
аттестацию
в
форме
основного
государственного экзамена (9 класс)
2.11. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы), выдается документ об образовании (аттестат об основном общем
образовании).
3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
3.2. Отдельный класс для обучающихся с ОВЗ, отдельная группа для обучающихся с
ОВЗ в структурном подразделении открываются на основании приказа директора МОУ
«Дубровская СОШ» и комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей
(законных представителей) о согласии на обучение ребенка в классе (группе).
3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального
количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов
программы в соответствии с действующими СанПиН.
3.4. При необходимости проводится коррекционная работа для детей с ОВЗ. Такая
работа осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего
образования.
5
3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении
которого
психолого-педагогический
консилиум
выносит
заключение
о
возможности
продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной
ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и доводится до
сведения родителей (законных представителей).
3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагогпсихолог (по договору), социальный педагог, учитель-логопед (по договору).
3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или
адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в ТПМПК по письменному
заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных
организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).