Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа»
Принято педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.23
Утверждено приказом
№140 от 30.08.2023 г.
Положение о порядке обучения
по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному
плану и при ускоренном обучении в МОУ «Дубровская СОШ» (далее – порядок)
разработан в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», (ред. от 31.07.2020, с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.08.2020), Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 года №115
«Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (в ред. Приказов
Минпросвещения РФ от 11.02.2022 N 69, от 05.12.2022 N 1063, от 03.08.2023 N 581)
1.2. Индивидуальный учебный план разрабатывается в целях обеспечения
освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего
образования на основе индивидуализации ее с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося и призван обеспечить
удовлетворение образовательных потребностей обучающихся путем выбора
оптимального перечня учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и
сроков их освоения, а также форм обучения и получения образования.
1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану организуется:
– для обучающихся с высокой степенью усвоения образовательной
программы в целях развития их потенциала и поддержания высокого интереса к
учебе;
– обучающихся, имеющих трудности в обучении, развитии и социальной
адаптации, а также обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, в
целях обеспечения освоения ими образовательной программы в полном объеме;
– обучающихся, не ликвидировавших академическую задолженность, в
целях компенсирующего обучения по не освоенным предметам;
– обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, при организации
обучения на дому в соответствии с заключением медицинской организации;
– иных категорий обучающихся.
1.4. Индивидуальный учебный план, в том числе предусматривающий
ускоренное обучение, разрабатывается школой самостоятельно на основе
утвержденной основной образовательной программы соответствующего уровня
общего образования с учетом требований федеральных образовательных
стандартов, санитарных норм и правил.
1.5. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме
детей в образовательную организацию. Данное Положение подлежит
опубликованию на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного
обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана
образовательной организации.
2.2. При формировании индивидуального учебного плана может
использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты
сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
входящих в учебный план образовательной организации.
2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального
учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть
предоставлен с 1 класса.
2.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один
учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его
родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по
индивидуальному учебному плану.
2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный
учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со
спецификой и возможностями образовательной организации.
2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с
индивидуальным
учебным
планом
могут
использоваться
различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
осуществляется
по
заявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних
обучающихся.
2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся,
не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с
момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) обучающегося.
2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся
предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться
пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по
индивидуализации содержания образовательной программы (включение
дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных
дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и
др.).
2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаются в течение учебного года до 15 мая.
2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило,
с начала учебного года.
2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется
приказом руководителя образовательной организации.
2.14. Индивидуальный учебный план рассматривается педагогическим советом
образовательной организации и утверждается приказом директора.
2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану
осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный
обучающийся.
2.16. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану,
предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным
предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации,
пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ,
практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в
порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его
Уставе.
2.17. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть право на
изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах,
предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.18. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных
представителей) и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ.
Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам,
количество часов, формы и сроки промежуточного контроля, педагоги, ведущие
обучение, оформляются приказом руководителя образовательной организации.
2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том
числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные
занятия.
2.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод
обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Индивидуальный учебный план
3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со
спецификой и возможностями школы с учетом психолого-медико-педагогических
рекомендаций по организации обучения ребенка (при их наличии).
3.2. Индивидуальный учебный план разрабатывается заместителем
директора школы по учебной работе для конкретного обучающегося или группы
обучающихся на основе основной образовательной программы соответствующего
уровня общего образования на один учебный год.
3.3. Индивидуальный учебный план утверждается в порядке,
предусмотренном уставом школы для утверждения основной образовательной
программы общего образования.
3.4. Индивидуальный учебный план разрабатывается и утверждается до
начала учебного года. В случаях утверждения индивидуального учебного плана в
связи с необходимостью ликвидации академической задолженности, а также для
ускоренного обучения не позднее 20 рабочих дней с даты принятия заявления об
организации обучения по индивидуальному учебному плану.
3.5. Индивидуальный учебный план должен содержать:
– обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений, в которых определяются перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение в течение учебного года учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся;
– учебные предметы, курсы, обеспечивающие интересы обучающегося;
– состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности.
3.6. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных компонентов, а также оценочные и методические материалы
разрабатываются в случаях, когда учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
изучаются углубленно по сравнению с объемом, предусмотренным основной
образовательной программой соответствующего уровня, и (или) не включены в
основную образовательную программу.
Рабочие программы в этих случаях являются неотъемлемой частью
индивидуального учебного плана.
3.7. При формировании индивидуального учебного плана может
использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты
сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
входящих
в
учебный
план
основной
образовательной
программы
соответствующего уровня общего образования.
3.8. Максимальная учебная нагрузка обучающегося по индивидуальному
учебному
плану
должна
соответствовать
требованиям
федеральных
государственных образовательных стандартов, санитарных норм и правил. С этой
целью индивидуальный учебный план может сочетать различные формы
получения образования и формы обучения.
3.9. Утвержденный индивидуальный учебный план и расписание занятий по
индивидуальному учебному плану доводятся до сведения обучающегося,
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под
подпись.
4. Особенности организации ускоренного обучения
4.1. Ускоренное обучение, то есть сокращение срока освоения основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования,
осуществляется посредством:
– зачета результатов освоения обучающимся учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке,
предусмотренном локальным нормативным актом школы;
– повышения темпа освоения основной образовательной программы.
4.2. Срок освоения основной образовательной программы в случае зачета
результатов освоения пройденных учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), дополнительных образовательных программ уменьшается на время,
необходимое для их изучения согласно учебному плану основной образовательной
программы соответствующего уровня общего образования.
4.3. Повышение темпа освоения образовательной программы возможно для
обучающихся, имеющих высокие образовательные способности и (или) уровень
развития. Возможность освоения обучающимся образовательной программы в
повышенном темпе в случаях обучения без балльного оценивания знаний
подтверждается данными динамики учебных достижений и психологопедагогической диагностики, в остальных случаях – результатами текущей и
промежуточной аттестации, психолого-педагогическими характеристиками
обучающегося.
4.4. Индивидуальный план обучения с повышенным темпом освоения
образовательной программы разрабатывается при положительном решении
педагогического совета школы о возможности организовать ускоренное обучение
для конкретного обучающегося.
4.5. Прием на ускоренное обучение не допускается.
5. Контроль за выполнением индивидуального учебного плана
5.1. Контроль за проведением учебных занятий, консультаций в
соответствии с утвержденным расписанием, посещением учебных занятий
обучающимся, ведением журнала успеваемости и своевременным оформлением
иной педагогической документации в рамках реализации индивидуального
учебного плана осуществляет заместитель директора школы по учебновоспитательной работе не реже одного раза в четверть.
5.2. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том
числе посещать учебные занятия, предусмотренные индивидуальным учебным
планом и расписанием занятий.
Посещение учебных занятий, предусмотренных расписанием, отмечается в
журнале успеваемости в порядке, предусмотренном локальным нормативным
актом школы.
5.3. Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного
плана осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося, педагогический работник, назначенный для сопровождения
реализации индивидуального учебного плана.
5.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по
отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу,
дисциплине (модулю) индивидуального учебного плана проводятся в рамках часов,
отведенных на соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули).
Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающихся
устанавливается
локальным
нормативным актом школы.
Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в журнале
успеваемости, в том числе, в электронном виде.
5.5. По результатам контроля выполнения индивидуального учебного плана
и на основании решения педагогического совета школы обучающийся переводится
на обучение по основной образовательной программе в соответствующий класс в
случаях невыполнения индивидуального учебного плана, в том числе при
снижении уровня успеваемости и неспособности освоить образовательную
программу при ускоренном обучении.
5.6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший
индивидуальный учебный план.
Государственная итоговая аттестация обучавшихся по индивидуальному
учебному плану проводится в формах и в порядке, предусмотренных
законодательством.
6. Финансовое обеспечение
6.1. Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется за счет
бюджетных средств в рамках финансового обеспечения реализации основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
6.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации
индивидуального учебного плана, осуществляется в соответствии с установленной
в школе системой оплаты труда.