Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа»
Принято педагогическим советом
Протокол №1 от 31.08.20
Утверждено
Приказом № 129 от 31.08.2020
Положение
о нормах профессиональной этики педагогических работников
1. Общие положения
1.1. Положение о нормах профессиональной этики работников
муниципального общеобразовательного учреждения «Дубровская средняя
общеобразовательная школа» (МОУ «Дубровская СОШ») – (далее –
Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Письмом Министерства просвещения РФ и Профессионального союза
работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики
педагогических работников»
1.2. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право
вносить в него изменения и дополнения, утверждается приказом директора
школы.
1.3. Настоящее Положение определяет нормы профессиональной этики
педагогических работников и механизмы реализации права педагогических
работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм
профессиональной этики.
1.4. Целью настоящего Положения является:
1.4.1. установление нравственно-этических норм деятельности
педагогических работников и их профессионального поведения для
эффективного осуществления ими своей профессиональной деятельности;
1.4.2. содействие укреплению авторитета и обеспечению единых норм
поведения педагогических работников Школы;
1
1.4.3.
регулирование
профессионально-этических
проблем,
возникающих в процессе совместной деятельности педагогических работников
с другими участниками образовательного процесса.
2.
Обязанности педагогического работника как педагога
2.1. Педагогический работник обязан:
2.1.1. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
2.1.2. исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих
добросовестному исполнению должностных обязанностей;
2.1.3. уважать честь и достоинство учащихся и других участников
образовательных отношений;
2.1.4. проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и
внимательность к учащимся, их родителям (законным представителям) и
коллегам;
2.1.5. проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов
Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные
особенности
различных
социальных
групп,
способствовать
межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между учащимися;
2.1.6.соблюдать равенство прав и свобод человека и гражданина,
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств;
2.1.7.сохранять в своей деятельности культурные и исторические
традиции Российской Федерации, Пермского края, села Дуброво и Школы;
2.1.8.соблюдать правила русского языка, культуру устной и письменной
речи, не использовать самому и не допускать использования в присутствии
участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых
или оскорбительных фраз, злой иронии;
2.1.9.воздерживаться
от
размещения
в
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей,
информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;
2.1.10.избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и
деловой репутации педагогического работника и (или) Школы;
2.1.11. занимать активную жизненную позицию, участвовать в жизни
Школы, стремиться к совершенствованию своих знаний, умений, навыков,
методики обучения;
2.1.12. не допускать пренебрежительных отзывов о деятельности Школы
или проведения необоснованного сравнения ее с другими образовательными
организациями;
2.1.13. не терять чувства меры и самообладания;
2
2.1.14. не допускать во время учебных занятий и любых официальных
мероприятий телефонные переговоры, своевременно отключать звуковой
сигнал мобильного телефона;
2.1.15. соблюдать деловой стиль, аккуратность и чувство меры во
внешнем виде;
2.1.16. быть примером достойного поведения и высокого морального
долга, как в Школе, так и за ее пределами.
3. Обязанности педагогического работника перед учащимися
3.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с учащимися
обязан:
3.1.1 уважать честь и достоинство учащихся;
3.1.2 выбирать стиль общения, основанный на взаимном уважении;
3.1.3 стараться обеспечить поддержку каждому учащемуся для
наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
3.1.4 выбирать такие методы работы, которые поощряют в учениках
развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля,
самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
3.1.5 при оценке поведения и достижений учащихся стремиться
укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения;
3.1.6 проявлять толерантность;
3.1.7 защищать их от физического и (или) психического насилия;
3.1.8 не допускать проявления превосходства, выражения к кому-либо
из учащихся предпочтения или неприязни;
3.1.9. не настраивать учащихся на негативную оценку деятельности
других педагогов с целью снижения авторитета своих коллег и повышения
своего;
3.1.10. стремиться стать для учащихся положительным примером.
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогический работник
обязан воздерживаться от:
3.2.1 навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
3.2.2 оценки их личности и личности их родителей (законных
представителей);
3.2.3 предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
3.2.4 предвзятой и необъективной оценки действий родителей
(законных представителей) учащихся.
4.Обязанности педагогического работника перед родителями
(законными представителями) учащихся
4.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями) учащихся обязан:
3
4.1.1.прилагать все усилия, чтобы привлечь родителей (законных
представителей) к активному участию в образовании их ребенка;
4.1.2. осуществлять помощь родителям (законным представителям) в
решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей;
4.1.3. осуществлять педагогическое воздействие на учащегося только с
согласия его родителей (законных представителей);
4.1.4. не препятствовать родителю (законному представителю) в защите
законных прав и интересов ребенка;
4.1.5. в случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного
представителя) учащегося принять меры для того, чтобы снять его
эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок
решения вопроса;
4.1.6.проявлять доброжелательность и уважение к родителям (законным
представителям), высказываться в корректной и убедительной форме;
разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и
локальных актов по обсуждаемому вопросу.
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся
педагогический работник не должен:
4.2.1 заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
4.2.2 разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
4.2.3 проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
4.2.4 переносить свое отношение к законным представителям учащихся
на оценку личности и достижений их детей.
5.Обязанности педагогического работника перед коллегами
5.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами
обязан:
5.1.1. быть честным, справедливым, порядочным, с уважением
относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно
передавать свой опыт и знания;
5.1.2. высказывать критику в адрес коллег аргументированно,
конструктивно, без использования оскорбительных слов;
5.1.3. воздерживаться от пренебрежительных отзывов о работе других
педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их
работы со своей;
5.1.4. не допускать негативных высказываний о своих коллегах и их
работе в присутствии учащихся и их родителей (законных представителей).
5.2. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между
педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов Школы
в целом.
6. Обязанности педагогического работника перед
администрацией Школы
4
6.1. В процессе взаимодействия с администрацией педагогический
работник обязан:
6.1.1. своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;
6.1.2. в случае несогласия высказывать свое мнение в корректной форме;
6.1.3. сохранять чувство собственного достоинства, воздерживаться от
заискивания.
6. Обязанности администрации перед педагогическими работниками
7.1. В процессе взаимодействия с педагогическими работниками
представитель администрация обязан:
7.1.1 быть для других педагогических работников образцом
профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в
Школе благоприятного морально-психологического климата;
7.1.2 делать все возможное для полного раскрытия способностей и
умений каждого педагогического работника;
7.1.3 оказывать педагогическим работникам морально-психологическую
помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
7.1.4 регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов
и норм профессиональной этики;
7.1.5. не допускать резких выражений оскорбительного характера;
7.1.5 пресекать интриги, сплетни, проявления нечестности в коллективе;
7.1.6 обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения
норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений.
7.2. Представитель администрации не имеет морального права:
7.2.1 перекладывать свою ответственность на подчиненных;
7.2.2 использовать служебное положение в личных интересах;
7.2.3 проявлять формализм, высокомерие, грубость;
7.2.4 создавать условия для наушничества и доносительства в
коллективе;
7.2.5 предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по
признакам родства, приятельских отношений;
7.2.6 демонстративно приближать к себе отдельных работников,
делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу;
незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им
доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
7.2.7 умышленно использовать свои должностные полномочия и
преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной
заинтересованности.
8. Реализация права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
5
8.1. Школа стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой
репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников.
8.2.. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников,
установленных
разделом
2
настоящего
Положения,
рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
8.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе
обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
8.4.В случае несогласия педагогического работника с решением
комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений он имеет право обратиться в суд.
9. Контроль за соблюдением Положения
Контроль за соблюдением Положения осуществляют администрация и
профсоюзный комитет Школы.
6