Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа»
Принято
педагогическим советом
№1 от 30.08.23 г.
Утверждено
Приказ № 140 от 30.08.2023
ПОЛОЖЕНИЕ
о планировании, организации и проведении
лабораторных работ и практических
занятий в школе
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о планировании, организации и проведении лабораторных
работ и практических занятий Муниципального общеобразовательного учреждения «Дубровская
средняя общеобразовательная школа» (далее Положение и Школа) является локальным актом
школы, регламентирующим процесс планирования, организации и проведения лабораторных и
практических занятий, систему единых требований к проведению лабораторных и практических
работ обучающихся.
1.2.Настоящее положение разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
• Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598;
• Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка
организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (в ред. Приказов
Минпросвещения РФ от 11.02.2022 N 69, … , от 05.12.2022 N 1063, от 03.08.2023 N 581)
• Приказом Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020 "О
практической подготовке обучающихся" (вместе с "Положением о практической подготовке
обучающихся")
• Уставом школы
• Основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего
образования;
• Адаптированными общеобразовательными программами начального общего и основного
общего образования
• Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля знаний и
промежуточной аттестации обучающихся
1.3. Практическая подготовка организуется путем проведения практических занятий,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих
участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
1.4. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных
занятий обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ одну или несколько
практических заданий под руководством учителя в соответствии с изучаемым содержанием
2
учебного материала.
1.5.
Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий
направлено на:
– обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по
конкретным темам изучаемых предметов;
– формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства
интеллектуальной и практической деятельности;
– развитие интеллектуальных умений у обучающихся: аналитических, проектировочных;
конструктивных и др.;
– выработку при решении поставленных задач таких значимых качеств, как самостоятельность,
ответственность, точность, творческая инициатива.
1.6. Дисциплины и модули, по которым планируются лабораторные работы и практические
занятия, определяются учебным планом и рабочей программой педагога.
1.7. Лабораторные и практические работы могут быть проведены в другой образовательной
организации, осуществляющей деятельность по соответствующей образовательной программе, на
основе договора о сетевом взаимодействии.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует
исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие
дидактические цели.
2.1.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное
подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей),
делать заключения, давать предметную и технологическую оценку и поэтому преимущественное
место занимают при изучении дисциплин общего естественнонаучного цикла.
2.1.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является овладение способами
деятельности: работать с нормативными документами и инструктивными материалами,
справочниками, составлять техническую документацию, заполнять протоколы, решать разного
рода задачи, определять характеристики веществ, объектов, явлений, выполнять определенные
действия, операции, необходимые в учебной деятельности.
2.1.3. В соответствии с ведущей дидактической целью, содержанием практических занятий могут
быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение
закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств
веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений,
процессов и др.
2.2. По таким дисциплинам как «Физическая культура», «Технология», «Информатика и ИКТ»
все учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание
данных предметов направлено в основном на формирование практических умений и их
совершенствование.
2.3. Содержание лабораторных работ и практических занятий по учебному предмету должно
охватывать весь круг общеучебных умений, на подготовку к которым ориентирован данный
предмет.
2.3.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности
учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости
изучаемых теоретических положений данного предмета, из того, какое место занимает конкретная
работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного
представления о содержании учебной дисциплины или модуля.
2.3.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей
дидактической целью - подтверждением теоретических положений, - в ходе выполнения заданий у
обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами,
установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть
профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать,
сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения,
самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
3
2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью, содержанием практических занятий
являются решение разного рода задач, в том числе выполнение вычислений, расчетов, чертежей,
инструктивными материалами, справочниками, составление проектной документации и др.
2.4.1. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в
совокупности по учебной дисциплине или модулю они охватывали весь круг знаний и умений, на
формирование которых ориентирована данная дисциплина.
2.4.2. В процессе выполнения практических работ обобщаются, систематизируются, углубляются
и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность
использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.5. Перечень лабораторных работ и практических занятий, количество часов, отводимых на их
выполнение, указываются в рабочей программе предмета.
2.6. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть
спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно
большинством обучающихся.
2.7. Перечень лабораторных работ и практических занятий в поурочном плане указывается в
соответствии с рабочей программой, но может быть несколько изменен по отношению к
программе, при этом он должен способствовать формированию общих компетенций выпускника.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
3.1. Лабораторная и практическая работа должны проводиться в специально оборудованных
учебных кабинетах. Продолжительность - не менее одного академического часа. Необходимыми
структурными элементами лабораторной и практической работы, помимо самостоятельной
деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый учителем, а также организация
обсуждения итогов выполнения лабораторной работы, оценка выполненных заданий и степени
овладения обучающимися запланированными умениями.
3.2. Выполнению лабораторных работ предшествует проведение с обучающимися инструктажа
по соблюдению требований охраны труда, пожарной и электробезопасности при выполнении
лабораторных работ с оформлением в специальном журнале.
3.3. К проведению лабораторных работ и практических занятий допускаются учителя, имеющие
утвержденную в установленном порядке учебно-методическую документацию: инструкции,
задания и указания по их выполнению, практикумы, тестовые задания, сборники упражнений и
заданий для лабораторных работ и практических занятий.
3.4. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частичнопоисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении
обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения
(теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики,
порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы,
учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении
обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения
необходимых действий и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования,
выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны
решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить
оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы
обеспечить высокий уровень в интеллектуальной деятельности.
3.5. Формы организации работы обучающихся на лабораторных и практических работах могут
быть разнообразные: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно
одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется
4
бригадами по 2 – 5 человека. При индивидуальной форме организации занятий каждый
обучающийся выполняет индивидуальное задание.
3.6. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий
требуется:
- формирование тематики и заданий лабораторных работ и практических занятий
осуществлять с реально востребованными работами;
- использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на
проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование
индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за
самостоятельное выполнение полного объема работ;
- разработка дифференцированных заданий с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся;
- подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром
темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и
практические занятия.
3.7. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий учитываются как
результат текущего контроля знаний обучающегося. Уровень подготовки определяется оценками
«5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)». Текущий
контроль знаний проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение
дисциплины или модуля, результаты заносятся в журнал успеваемости обучающихся.
4. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТИ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
4.1. Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ и практических занятий, в
рабочей программе планируется на основе учебного плана и примерных программ учебных
дисциплин и модулей.
4.2. Темы и содержание лабораторных и практических работ разрабатываются учителем
соответствующей дисциплины /модуля самостоятельно, в соответствии с содержанием
образования по соответствующему разделу (теме), на основе перечня тем, рекомендуемого
примерными программами учебных предметов.
4.3. Состав заданий для лабораторной или практической работы должен быть спланирован с
расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством
учащихся.
4.4. Перечень лабораторных работ (практических занятий) в рабочих программах предметов, а
также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной
программой в связи с условиями образовательного учреждения. Учитель имеет право провести
виртуальную лабораторную или практическую работу.
4.5. Для проведения лабораторных работ (практических занятий) учителями разрабатываются
материалы по их
выполнению,
которые рассматриваются педагогическим советом и
утверждаются директором школы.
Оценочные средства разрабатываются по каждому
практическому занятию и лабораторной работе, предусмотренными рабочей программой учебного
предмета в соответствии с темой и объемом времени на её проведение, требованиями к знаниям и
умениям , материально-техническим обеспечением.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)