Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя общеобразовательная школа»
Принято педагогическим советом
Протокол №1 от 31.08.20
Утверждено
Приказом № 129 от 31.08.2020
Положение о внутришкольном контроле
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле в Муниципальном
образовательном учреждении «Дубровская СОШ (далее – Положение) разработано в
соответствии со следующим:
1.1.1. Нормативными правовыми документами федерального уровня:
– Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 29, 30);
–Федеральными государственными образовательными стандартами в действующей
редакции
1.1.2. Локальными нормативными актами и документами ОО:
– Уставом ОО;
– Основной образовательной программой по уровням общего образования;
– Программой развития ОО;
1.2. Положение определяет содержание внутришкольного контроля (далее – ВШК) и
регламентирует порядок его организации и проведение уполномоченными лицами.
1.3. Положение о ВШК принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в
него изменения и дополнения и утверждается директором школы.
1.4. Основным объектом ВШК является деятельность работников учреждения, а
предметом–соответствие результатов образовательной деятельности действующему
законодательству и локальным актам образовательного учреждения.
1.5. ВШК должен быть плановым, системным, целенаправленным, дифференцированным,
четко организованным и результативным.
2. Цель и задачи внутришкольного контроля
2.1. Целями ВШК являются:
совершенствование деятельности образовательного учреждения;
повышение профессионализма педагогических работников;
улучшение качества образования в учреждении.
2.2. Задачи ВШК:
осуществлять контроль над исполнением законодательства в области образования
участниками образовательного процесса;
выявлять случаи нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативноправовых актов, принимать меры по их пресечению;
анализировать
и давать экспертную оценку эффективности деятельности
педагогических работников;
анализировать достижения в обучении и воспитании учащихся для
прогнозирования перспектив развития образовательного учреждения;
изучать результаты педагогической деятельности, выявлять положительные и
отрицательные тенденции в организации образовательного процесса и
разрабатывать на этой основе предложения по распространению педагогического
опыта и устранению негативных тенденций;
оказывать методическую помощь педагогическим работникам в процессе контроля;
совершенствовать организацию образовательного процесса;
3. Содержание контроля
Директор учреждения, заместитель директора вправе осуществлять ВШК результатов
деятельности работников по вопросам:
соблюдения законодательства РФ в области образования;
использования
методического
и
информационного
обеспечения
в
образовательном процессе;
реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдения государственных образовательных стандартов и утвержденных
учебных графиков;
соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных
актов учреждения;
соблюдения порядка проведения промежуточной, итоговой аттестации
обучающихся и текущего контроля их успеваемости;
организации работы подразделений организации – структурного подразделения
«Детский сад с. Дуброво», пищеблоков;
по вопросам охраны труда и здоровья участников образовательного процесса
работы рабочих групп, методических объединений.
4. Методы контроля
• анкетирование;
• тестирование;
• посещение образовательных мероприятий
• наблюдение;
• изучение документации;
• мониторинг;
• собеседование
• письменный и устный опросы.
5. Виды ВШК:
предварительный - предварительное знакомство;
текущий - непосредственное наблюдение за образовательным процессом;
итоговый - изучение результатов работы образовательного учреждения,
педагогов за четверть, полугодие, учебный год.
фронтальный – одновременная всесторонняя проверка объекта управления в
целом или отдельного подразделения;
тематический – углубленное изучение объекта управления и получение
информации о его состоянии.
предметно-обобщающий контроль – проверка качества преподавания
определенного предмета в разных классах и разными учителями, когда
наблюдаются отклонения от запланированных результатов в успеваемости
по определенному предмету.
6. Формы ВШК:
персональный;
классно-обобщающий;
тематический;
обзорный;
Персональный контроль
Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности
отдельного учителя. В ходе персонального контроля руководитель изучает:
уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и
педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее
эффективными формами, методами и приемами обучения;
результаты работы учителя и пути их достижения;
способы повышения профессиональной квалификации учителя.
При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое
составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на
заседании методического объединения и может корректироваться в процессе
работы), поурочными планами, тетрадями учащихся, протоколами родительских
собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами
учителя;
изучать практическую деятельность педагогических работников через
посещение и анализ образовательных мероприятий,
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
организовывать психологические, педагогические исследования: анкетирование,
тестирование учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы
управления образованием при несогласии с результатами контроля.
По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.
Тематический контроль
1) Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности.
2) Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации,
дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня
сформированности метапредметных умений; активизации познавательной деятельности
обучающихся и другие вопросы.
3) Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел
по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии
развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического
труда.
4) Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития образовательного
учреждения, проблемно-ориентированным анализом работы учреждения по итогам
учебного года, основными тенденциями развития образования в стране.
5) Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками,
целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы учреждения.
6) В ходе тематического контроля:
проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
осуществляется анализ практической деятельности учителя, воспитателя,
классного руководителя, руководителей курсов внеурочной деятельности;
посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий в структурном
подразделении; анализ школьной и классной документации.
7) Результаты тематического контроля оформляются в виде справки.
8) Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на
заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре.
9) По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на
совершенствование образовательного процесса и повышение качества знаний, уровня
воспитанности и развития учащихся.
10) Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены
одним документом.
Классно-обобщающий контроль
1)Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
2)Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии
образовательного процесса в том или ином классе.
3) В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе:
деятельность всех учителей;
включение учащихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
стимулирование
потребности
в
самообразовании,
самоанализе,
самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество учителя и учащихся;
социально-психологический климат в классном коллективе.
4)Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам
проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти
или по возникшей проблеме.
5)Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой
глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.
6)Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком,
целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом
работы образовательного учреждения.
7)По результатам классно-обобщающего контроля проводятся педсоветы, совещания при
директоре, классные часы, родительские собрания.
Обзорный контроль
1)Обзорный контроль осуществляется по отдельным вопросам образовательной
деятельности в целом.
2)Обзорный контроль направлен на получение информации:
состояние школьной документации;
состояние учебно-технического оборудования;
состояние учебных кабинетов;
обеспеченность учащихся учебно-методической литературой и др.
3)Обзорному контролю подвергаются все учителя.
4)Результаты обзорного контроля оформляются в виде справки.
5)По результатам обзорного контроля проводятся совещания при директоре.
7. Организация ВШК:
7.1. План ВШК охватывает все стороны образовательного процесса и составляется на
учебный год по месяцам. В плане ВШК на месяц указываются конкретные формы, цели,
виды, объект, сроки контроля и результат;
7.2.Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих
этапов:
определение цели проверки;
выбор объектов проверки;
выбор форм и методов контроля;
констатация фактического состояния дел;
объективная оценка этого состояния;
выводы, вытекающие из оценки;
рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса
или устранение недостатков;
определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
7.3.Контроль осуществляет директор школы, или по поручению заместитель директора,
или созданная для этих целей комиссии;
7.4. Директор издает приказ о сроках и целях предстоящей проверки, устанавливает срок
представления итоговых материалов и плана задания, которые определяют вопросы
конкретной проверки и
должны обеспечить достаточную информированность и
сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки и приказа по школе;
7.5.Продолжительность тематических проверок не должна превышать 10 дней с
посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий;
7.6. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля;
7.7. В экстренных случаях администрация может посещать уроки учителей без
предварительного предупреждения.
7.8.Основаниями для проведения контроля могут быть:
заявление педагогического работника на аттестацию;
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
7.9. Результаты ВШК оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах
ВШК, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу на педсовете. Итоговый
материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости,
предложения. Информация о результатах доводится до работников учреждения в течение
семи дней с момента завершения проверки.
7.10. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом
реального положения дел:
а) проводятся заседания педагогического или методического советов, совещания
при директоре, рабочие совещания с педагогическим составом;
б) результаты ВШК могут учитываться при проведении аттестации педагогических
работников, но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии.
7.11. Директор учреждения по результатам ВШК принимает следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
7.12. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их
родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается
им в установленном порядке и в установленные сроки.
9.Делопроизводство ВШК
9.1. Делопроизводство ВШК обеспечивает документирование организацию работы с
результатами контроля.
9.2. К документам ВШК относятся:
план ВШК на год и месяц;
приказы по организации и результатам ВШК;
план-задание ВШК различных видов;
информационные, статистические и аналитические справки по результатам
реализации ВШК, акты по проверкам в рамках осуществления контроля;
доклады, сообщения на педагогическом совете
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)