Принято на Педагогическом
Совете протокол № 6
от 29.12.2023 г.
Утверждено
Приказом директора школы
№ 250 от 29.12.2023
Положение
об организации домашней учебной работы
обучающихся
МОУ «Дубровская СОШ»
1. Общие положения
Настоящее положение определяет содержание, виды, объем,
периодичность
проверки
домашнего
задания
в
Муниципальном
общеобразовательном учреждении «Дубровская средняя общеобразовательная
школа»
Положение разработано в соответствии:
-с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основногообщего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 (с
изменениями от 11 февраля, 7 октября, 5 декабря 2022 г., 3 августа, 29 сентября
2023 г.)
-Приказом Министерства просвещения РФ от 7 октября 2022 г. № 888 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения №286 от
31.05.2021 г.;
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения №287 от
31.05.2021 г.;
-Приказом Минпросвещения России от 18.05.23 N 370, 371, 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»; «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного
общего
образования»;
«Об
утверждении
федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
-санитарными правилами СП 2.4.3648–20, утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020;
-санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21, утвержденными
постановлениемГлавного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021.
- с «Методическими рекомендациями по организации домашней учебной работы
обучающихся общеобразовательных организаций» (разработаны ИСРО по
поручению Минпросвещения России) от 23.10.2023
2. Организация домашнего задания
Домашнее задание это самостоятельная подготовка обучающихся к
занятиям, выполнение обучающимися заданий, данных педагогическими
работниками в рамках образовательной программы для выполнения во
внеучебное время, осуществляющаяся обучающимися в домашних и иных
условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и
предусматривающая выполнение обучающимися письменных и устных,
практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях
совершенствования, развития и практического применения формируемых в
ходе урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и
их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебнопрактических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей
программы учебного предмета.
Виды домашнего задания:
-общее: домашнее задание одинакового содержания, предлагаемое всем
обучающимся класса одновременно;
-индивидуальное: домашнее задание для отдельных обучающихся,
учитывающее их индивидуальные особенности и уровень сформированности
познавательных мотивов;
-групповое: домашнее задание, поручаемое группе обучающихся для
совместного выполнения;
-творческое: домашнее задание, в результате которого ребенок создает
собственный текст культуры, который содержит любые знаковые системы:
речевые тексты (устные, письменные на разных носителях), результаты
практических заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами,
окружающими ребенка в повседневной жизни.
Запись педагогом домашних заданий в электронном журнале/электронном
дневнике выполняется после проведения урока или не позднее окончания всех
уроков у данного класса по расписанию.
Домашнее задание может быть обязательным для выполнения всеми
обучающимися и
дополнительным,
необязательным,
выполняемым
обучающимся по его желанию.
Индивидуальные и групповые домашние задания могут быть
рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях обучающихся по отдельным
темам, на выработку практических умений и навыков, содержать задания
повышенной трудности с целью развития способностей обучающихся.
Творческие задания направлены на развитие общеучебных компетенций,
а также творческих способностей обучающихся. Временные рамки выполнения
творческих домашних заданий (кроссворд, ребус, модель, сообщение,
сочинение, исследование, проект) составляют не менее недели.
3. Требования к объему, содержанию и сложности домашнего
задания
При планировании домашнего задания учитель должен учитывать
следующие параметры:
-объем домашней работы по учебному предмету (устной и письменной);
-ее содержание;
-сложность предлагаемой работы.
При организации домашних заданий учитель должен выполнять следующие
требования:
-задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны
точно знать, что делать и как делать (однозначность и ясность задания);
-задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного
решения;
-к заданию должен быть соответствующий инструктаж;
-задание должно предопределять его проверку;
-задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с
заданиями подругим предметам (учет объема заданий);
-домашнее задание фиксируется учителем на доске и должно полностью
соответствовать записи домашнего задания в электронном журнале/электронном
дневнике.
Объем домашних заданий
Домашнее задание не должно превышать 1/2 объема классной работы
по предметам с учетом возможности их выполнения в пределах:
-во 2-м и 3-м классах – 1,5 ч;
-в 4-м и 5-м – 2 ч;
-в 6-м, 7-м и 8-м – 2,5 ч;
-в 9-м – до 3,5 ч.
Домашнее задание в 1-м классе носит рекомендательный характер и
выполняется обучающимися 1-х классов по желанию. При этом
продолжительность выполнения домашних заданий не должна превышать 1 час
(таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21)
Домашнее задание по технологии, изобразительному искусству, музыке
может быть дано в виде творческих работ. Домашнее задание по физической
культуре носит рекомендательный характер в виде практических упражнений.
На выходные дни домашние задания не задаются во 2–6-х классах (кроме
предметов, на изучение которых отводится 1 или 2 учебных часа в неделю). В
7-9 классах допустимы домашние задания на выходные дни, направленные на
повторение и систематизацию полученных знаний, в объеме, не превышающем
1/2 установленных СанПином (см.п.3.10). На праздничные дни домашние
задания не задаются.
Домашние задания на каникулярное время не задаются; рекомендуется
предоставление обучающимся списка литературы для самостоятельного чтения.
В период отсутствия в школе по причине болезни домашние задания
обучающимися могут не выполняться.
Объем конкретного домашнего задания определяется учителем в
соответствии с рабочей программой по учебному предмету, степенью
подготовленности класса.
С целью недопустимости перегрузки обучающихся домашними заданиями
рекомендуется использовать потенциал внеурочной деятельности .
Содержание домашнего задания
Домашние задания должны быть тесно связаны с классным занятием, по
своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока,
служить базой для подготовки следующего.
Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными.
Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию
обучающихся, но не точной копией выполненных в классе.
Учителю необходимо проводить инструктаж по выполнению домашнего
задания. Необходимые разъяснения должны оставлять обучающемуся
возможность творчества в решении вопросов, задач, увеличивая интерес к
заданию.
Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от
обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать
выводы, применять усвоенные знанияв новых ситуациях.
Сложность домашнего задания
Домашние задания отличаются различной степенью сложности.
Сложными являются задания творческого характера, проблемные, с
поисковыми задачами. Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае
решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для
обучающегося.
Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у
обучающихся уже есть достаточные знания и умения по учебному предмету,
опыт творческой деятельности.
Необходимо предлагать дифференцированные задания, предоставляя
обучающимся право и возможность выбирать тот уровень заданий, который
соответствует их потребностям, интересам, способностям.
На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы
обучающийся смог распределить свое время, избежать перегрузки.
Фиксация объема домашнего задания осуществляется в электронном
журнале/электронном дневнике.
4. Особенности нормирования домашнего задания при дистанционном
обучении
При организации дистанционного обучения учитель тщательно подбирает
содержание иобъем домашнего задания.
При планировании домашнего задания учитель должен учитывать общую
продолжительность использования электронных средств обучения дома (включая
досуговую деятельность), установленную в таблице 6.8 СанПиН 1.2.3685-21.
Для компьютера/ноутбука:
- для учащихся 1–2-х классов – 80 минут;
- для учащихся 3–4-х классов – 90 минут; для учащихся 5–9-х классов – 120 минут; Для организации домашней работы с использованием ЭСО педагоги вправе
самостоятельно отбирать необходимый контент и учебные задания, отвечающие
требованиям российского законодательства.
Сроки выдачи домашних заданий.
Педагог заносит в ЭПОС учебные задания учащимся один раз в день. Не
допускается рассылать учебные задания по отсутствующему в расписании
предмету, домашнее задание заносится в ЭПОС в день проведения урока.
Учитель не имеет право менять уже заданное и внесенное в ЭПОС
домашнее задание, не может задавать задание в воскресенье вечером, либо в
любой день недели вечером.
При возникновении сбоев работы ЭПОС задание выдается в группе в ВК
Мессенджер (СФЕРУМ).
Временные рамки выполнения учащимися домашнего задания
Если учебный предмет стоит в расписании один раз в неделю, то ученик
вправе выполнять его три календарных дня. Отправить выполненное домашнее
задание нужно не позднее 16:00 на электронный адрес учителя.
Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд, то ученик должен
выполнить его в этот же день до 16:00
Если учебный предмет стоит в расписании через день, то ученик вправе
выполнить домашнее задание по этому предмету на следующий день и выслать
его учителю не позднее 16:00.
Все домашние задания при дистанционном обучении подлежат проверке.
Фиксация пояснения и объема домашнего задания осуществляется в
электронном журнале/электронном дневнике.
5. Проверка и оценка домашнего задания
Проверка домашнего задания является обязательной частью урока и
учитывается учителем при планировании урока.
Периодичность проверки письменных домашних заданий определяется
учителем, но не реже нижеперечисленной:
- в 2-4 классах домашнее задание проверяется ежедневно;
- в первом полугодии 5-го класса домашнее задание проверяется ежедневно;
- со второго полугодия 5-го класса, в 6-9-х классах домашнее задание может
проверяться выборочно, но не реже одного раза в неделю у каждого
обучающегося;
- по всем предметам (кроме русского языка и литературы) в 5–8-х классах
письменное домашнее задание проверяется два раза в месяц, в 9-х классах –
один раз в месяц
Информация о невыполнении обучающимся домашних заданий
своевременно доводится до родителей обучающегося учителем –
предметником, классным руководителем.
Все домашние творческие письменные работы обучающихся проверяются
в обязательном порядке. В целях контроля обучения слабоуспевающих детей
домашнее задание по учебному предмету проверяется ежеурочно.
По итогам проверки письменных домашних работ выставляются
оценки в тетрадь. За выполнение письменных дифференцированных,
творческих, индивидуальных, групповых домашних работ оценки
выставляются в электронный журнал/электронный дневник.
По итогам проверки устных домашних заданий оценки выставляются по
усмотрению учителя.
6.
Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию на
разных уровнях образования
Требования к домашнему заданию на уровне начального общего образования.
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если
учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь
необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних
заданий на какой-то период.
Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже
выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание
должно быть посильным для большинства обучающихся класса.
По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным
или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
Содержание задания должно быть понятно каждому обучающемуся
Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично
индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
Требования к домашнему заданию на уровне основного общего образования.
Увеличивается объем материала для домашней работы по сравнению с
уровнем начального общего образования.
От
обучающихся
требуются
более
разнообразные
умения
самостоятельной работы: умение работать с книгой, работать с картой, делать
зарисовки и пр.
Наряду с учебником обучающиеся должны использовать
дополнительные
источники
информации
(тексты
художественных
произведений, научно-популярную литературу, исторические документы).
Домашние задания должны быть нацелены на обучение нестандартным
способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но
и к процессу учебной деятельности.
7. Учебно-методическое обеспечение организации домашней работы
Для организации домашней работы обучающихся педагогические
работники используют учебники и учебно-методические комплекты, включенные
в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Педагогические работники могут использовать учебные пособия,
наглядные пособия, хрестоматии, самоучители, практикумы, выпущенные
организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования.
Учебные и информационные материалы, используемые для организации
домашней работы обучающихся, должны соответствовать требованиям
федерального законодательства.
8. Контроль за организацией и результативностью домашней работы
Контроль за выполнением обучающимися домашних заданий возлагается
на педагогических работников.
Контроль за отбором видов и форм домашних заданий, их количеством,
трудоемкостью и содержанием возлагается на педагогических работников и
заместителя директора по УВР.
Контроль за соблюдением норм СанПиН 1.2.3685-21 при организации
домашней работы возлагается на педагогических работников и заместителя
директора по УВР.
Контроль за недопустимостью перегрузки и соблюдением норм учебной
суммарной нагрузки в течение дня, недели, четверти (триместра, полугодия, года)
возлагается на заместителя директора по УВР.
Объектами контроля являются журналы учета успеваемости, дневники и
тетради обучающихся. По результатам контроля заместителем директора школы
по УВР составляется аналитическая справка о деятельности учителей по
вопросам организации домашнего задания.